Советы учителя-дефектолога

Буклет "Играем и речь развиваем с POP IT"

Консультация: «Влияние речевого окружения на ранее речевое развитие детей»

Речь - одна из наиболее сложных высших психических функций человека. Речь человека формируется на протяжении всей жизни, с  самого его рождения. Самые основные факторы, влияющие на формирование и развитие речи ребенка: •Физиологическое развитие ребенка. •Наследственность; •Речевая среда.

Речевая среда – это совокупность речевых влияний на человека: речь окружающих людей, читаемая литература, игры, телепередачи и пр. Речевую среду создает ближайшее окружение ребенка. Чаще всего это ближайшие родственники (родители) и педагоги детского сада и школы. Речевая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятная речевая среда - это совокупность положительных факторов, влияющих на нормальное развитие речи ребенка. Неблагоприятная – это совокупность факторов, негативно влияющих, тормозящих нормальное развитие речи ребенка.

Что негативно влияет на развитие речи ребенка?

Отсутствие речи, общения

Если близкий взрослый (родитель или педагог) выполняет только свои функции: кормит, переодевает, но при этом не общается с ребенком, не разговаривает, и ребенок чаще всего предоставлен сам себе, то его речевое развитие может задержаться. Речь ребенка формируется и  развивается только в полноценной речевой среде. Некоторые взрослые ошибочно полагают, что, если ребенок еще не говорит, с ним нет необходимости общаться. На самом деле, в тот период, когда ребенок еще не разговаривает, а только умеет слушать, формируется его пассивный словарный запас. В дальнейшем пассивный словарный запас перейдет в активный. И чем богаче у ребенка пассивный словарный запас, тем в последствии объёмнее и качественнее будет активный.

Неправильная речь взрослых

Речь ребенка формируется и развивается по подражанию. Если речь взрослого (родителя или педагога) неграмотна, либо взрослый имеет нарушения звукопроизношения, дикции, темпо-ритмической стороны речи, ребенок будет перенимать все эти нарушения по подражанию. Существует множество примеров, когда у ребенка возникало заикание, нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи по подражанию за родителем, старшим братом/сестрой (педагогом).

Злоупотребление гаджетами, просмотром телевизора Речь в мультфильмах несколько быстрее, чем обычная живая речь. Такой темп не способствует благоприятному развитию речи. Кроме того, просмотр телевизора способствует развитию непроизвольного внимания. А для овладения речью необходимо именно произвольное внимание (требующее усилий). Злоупотребление гаджетами и просмотром телевизора может привести к появлению зависимости от них. И то время, которое можно провести в живом общении, ребенок проводит в  виртуальном мире.

Билингвизм (двуязычие)

Билингвизм чаще всего негативно сказывается на формировании и  развитии речи.

Неблагополучная психоэмоциональная обстановка в семье Ребенку грозит задержка развития в ситуациях, когда в семье присутствует отвержение, безразличие, гипоопека, гиперопека, нестабильный эмоциональный климат, тревожность родителей, эмоциональное давление. В таких случаях тормозится психоэмоциональное развитие, и как следствие речевое. Ведь в  состоянии стресса развитие не происходит, или происходит с  задержкой.

Что положительно влияет на формирование и развитие речи?

Общение с ребенком

Общение с ребенком с самого рождения благоприятно сказывается на речевом развитии. Важную роль играет интонация, с которой родитель общается с ребенком. Интонация должна быть мягкой и в то же время, эмоционально окрашенной.

Правильная, грамотная, выразительная речь взрослых Если у родителя грамотная, выразительная, «чистая» речь, то и у ребенка, по подражанию, речь будет формироваться благополучно. Речь родителя – очень важный фактор, влияющий на речевое развитие ребенка, это пример для подражания.

Чтение и рассказывание сказок, стихотворений Родитель, который читает ребенку сказки, стихотворения, рассказы, делает большой вклад в его речевое развитие. Происходит пополнение, обогащение словарного запаса, развивается связная речь, формируется умение эмоционально окрашивать сказанное. Но еще больший вклад в  развитие делает родитель, который не только читает, но и рассказывает сказки ребенку.

Благоприятный психологический климат в семье.

Развитие ребенка в целом, и развитие речи в частности, наиболее благополучно происходит в семьях, в которых стабильный эмоциональный климат, теплые взаимоотношения, любовь, поддержка и  уважение.

Таким образом, полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без создания благоприятной речевой среды.

 

Список используемых источников

  1. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей - СПб. "Детство-Пресс" 2012г.
  2. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
  3. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
  4. Электронный ресурс http://scienceproblems.ru/formy-raboty-s-roditeljami-po-razvitiju-rechi/2.html
  5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с.

 

Подготовил учитель-дефектолог: Миронченко Ж. А.

свернуть

Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи в учреждении дошкольного образования?

ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи)- форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи. 

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

В ПКПП в первую очередь принимаются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования.

   Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

 -заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации);

 -заявления законного представителя обучающегося.

 Основные направления работы:

 - исправление звукопроизношения;

-совершенствование грамматического и лексического строя речи;

-развитие фонематических процессов;

-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.

    В период с 25 мая по 31 мая проводится фронтальное обследование детей учреждения образования с целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом.

 Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося. Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия. 

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.

  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-20 минут.

Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

  Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог, имеющий высшее образование по профилю. Работа учителя-дефектолога в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя - дефектолога речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что учитель - дефектолог на пункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно как это принято в речевых садах, и работа строится с учётом внутреннего расписания учреждения.

  Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети в специальной речевой группе.

  В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного учителя-дефектолога занимаются от 20 до 24 воспитанников  с различными речевыми нарушениями.

  Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

 

свернуть
поделиться в: