Советы учителя-дефектолога
Буклет "Играем и речь развиваем с POP IT"
Консультация: «Влияние речевого окружения на ранее речевое развитие детей»
Речь - одна из наиболее сложных высших психических функций человека. Речь человека формируется на протяжении всей жизни, с самого его рождения. Самые основные факторы, влияющие на формирование и развитие речи ребенка: •Физиологическое развитие ребенка. •Наследственность; •Речевая среда.
Речевая среда – это совокупность речевых влияний на человека: речь окружающих людей, читаемая литература, игры, телепередачи и пр. Речевую среду создает ближайшее окружение ребенка. Чаще всего это ближайшие родственники (родители) и педагоги детского сада и школы. Речевая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятная речевая среда - это совокупность положительных факторов, влияющих на нормальное развитие речи ребенка. Неблагоприятная – это совокупность факторов, негативно влияющих, тормозящих нормальное развитие речи ребенка.
Что негативно влияет на развитие речи ребенка?
Отсутствие речи, общения
Если близкий взрослый (родитель или педагог) выполняет только свои функции: кормит, переодевает, но при этом не общается с ребенком, не разговаривает, и ребенок чаще всего предоставлен сам себе, то его речевое развитие может задержаться. Речь ребенка формируется и развивается только в полноценной речевой среде. Некоторые взрослые ошибочно полагают, что, если ребенок еще не говорит, с ним нет необходимости общаться. На самом деле, в тот период, когда ребенок еще не разговаривает, а только умеет слушать, формируется его пассивный словарный запас. В дальнейшем пассивный словарный запас перейдет в активный. И чем богаче у ребенка пассивный словарный запас, тем в последствии объёмнее и качественнее будет активный.
Неправильная речь взрослых
Речь ребенка формируется и развивается по подражанию. Если речь взрослого (родителя или педагога) неграмотна, либо взрослый имеет нарушения звукопроизношения, дикции, темпо-ритмической стороны речи, ребенок будет перенимать все эти нарушения по подражанию. Существует множество примеров, когда у ребенка возникало заикание, нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи по подражанию за родителем, старшим братом/сестрой (педагогом).
Злоупотребление гаджетами, просмотром телевизора Речь в мультфильмах несколько быстрее, чем обычная живая речь. Такой темп не способствует благоприятному развитию речи. Кроме того, просмотр телевизора способствует развитию непроизвольного внимания. А для овладения речью необходимо именно произвольное внимание (требующее усилий). Злоупотребление гаджетами и просмотром телевизора может привести к появлению зависимости от них. И то время, которое можно провести в живом общении, ребенок проводит в виртуальном мире.
Билингвизм (двуязычие)
Билингвизм чаще всего негативно сказывается на формировании и развитии речи.
Неблагополучная психоэмоциональная обстановка в семье Ребенку грозит задержка развития в ситуациях, когда в семье присутствует отвержение, безразличие, гипоопека, гиперопека, нестабильный эмоциональный климат, тревожность родителей, эмоциональное давление. В таких случаях тормозится психоэмоциональное развитие, и как следствие речевое. Ведь в состоянии стресса развитие не происходит, или происходит с задержкой.
Что положительно влияет на формирование и развитие речи?
Общение с ребенком
Общение с ребенком с самого рождения благоприятно сказывается на речевом развитии. Важную роль играет интонация, с которой родитель общается с ребенком. Интонация должна быть мягкой и в то же время, эмоционально окрашенной.
Правильная, грамотная, выразительная речь взрослых Если у родителя грамотная, выразительная, «чистая» речь, то и у ребенка, по подражанию, речь будет формироваться благополучно. Речь родителя – очень важный фактор, влияющий на речевое развитие ребенка, это пример для подражания.
Чтение и рассказывание сказок, стихотворений Родитель, который читает ребенку сказки, стихотворения, рассказы, делает большой вклад в его речевое развитие. Происходит пополнение, обогащение словарного запаса, развивается связная речь, формируется умение эмоционально окрашивать сказанное. Но еще больший вклад в развитие делает родитель, который не только читает, но и рассказывает сказки ребенку.
Благоприятный психологический климат в семье.
Развитие ребенка в целом, и развитие речи в частности, наиболее благополучно происходит в семьях, в которых стабильный эмоциональный климат, теплые взаимоотношения, любовь, поддержка и уважение.
Таким образом, полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без создания благоприятной речевой среды.
Список используемых источников
- Бутусова Н.Н. Развитие речи детей - СПб. "Детство-Пресс" 2012г.
- Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
- Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
- Электронный ресурс http://scienceproblems.ru/formy-raboty-s-roditeljami-po-razvitiju-rechi/2.html
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с.
Подготовил учитель-дефектолог: Миронченко Ж. А.
Что такое пункт коррекционно-педагогической помощи в учреждении дошкольного образования?
ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи)- форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи.
Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.
В ПКПП в первую очередь принимаются дети, нарушения психофизического развития которых препятствуют успешному освоению ими образовательной программы дошкольного образования.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
-заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации);
-заявления законного представителя обучающегося.
Основные направления работы:
- исправление звукопроизношения;
-совершенствование грамматического и лексического строя речи;
-развитие фонематических процессов;
-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.
В период с 25 мая по 31 мая проводится фронтальное обследование детей учреждения образования с целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося. Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-20 минут.
Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.
Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог, имеющий высшее образование по профилю. Работа учителя-дефектолога в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы учителя - дефектолога речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что учитель - дефектолог на пункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно как это принято в речевых садах, и работа строится с учётом внутреннего расписания учреждения.
Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети в специальной речевой группе.
В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного учителя-дефектолога занимаются от 20 до 24 воспитанников с различными речевыми нарушениями.
Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.